+7 (8182) 47-00-55, +7 (950) 257-25-21 Записаться на консультацию в кабинете или на дому:

Пациенты и врачи бывают разными. Кто вы пациент?

21.05.2018
by Гаевская И.И.


В виде шуточного шаржа я решила рассказать о разных типах пациентов из моей многолетней практики. Прошу не воспринимать всерьез и применительно к себе лично:)
 

Кто вы пациент?

 

Тип 1. "Безразличный".

Пациент ничего не хочет знать о своем заболевании, не участвует активно в лечебном процессе, порой даже попытки врача рассказать о болезни вызывают безразличие и удивление – «зачем мне это надо?» А подтекст часто таков: «ну-ну, полечи меня, врач, а я посмотрю, что у тебя получится». А ведь ничего «толкового» не получится!
 

Тип 2. "Ленивый".

Пациент знает о своем заболевании, но в результате своей лености, не хочет выполнять рекомендации врача. Виновато признает данный факт, считает, что все "само-собой рассосется". А ведь чаще не "рассасывается", а, к сожалению, прогрессирует!
 

Тип 3. "Умный".

Замечательный пациент, знающий о своем заболевании много (порой больше, чем некоторый врач), изучивший медицинскую литературу и статьи в интернете. Следует ожидать хороших результатов лечения такого пациента, но при одном условии - если упорядочить, "отфильтровать" и направить в нужное русло знания пациента.
 

Тип 4. "Дотошный".

Пациент сомневающийся, ищущий, не всегда доверяющий врачам Пытается "выявить" у себя несуществующие заболевания и "полечить" их. Он чато обращается к врачам, которых, кстати, не очень-то жалует, как и они его. Если поверить врачу и направить упрямство и «дотошность» пациента на выполнение врачебных рекомендаций, результат лечения не заставит себя ждать.
 

Тип 5. "Болеть - это образ жизни и работа".

Пациент, постоянно «болеющий», жалующийся всем и постоянно на свои многочисленные «болячки», посещающий врачей часто и безрезультатно, так-как болеть - это его образ жизни и работа, для него поправиться нежелательно, да и невозможно, так-как поправиться – это потерять работу и изменить образ жизни. Крепись, врач – к тебе идет «больной – профессионал». И не пытайся противостоять «повышению квалификации» больного и «награждению» его за «тягостный труд» - получению группы инвалидности. Основной врач, который может помочь такому пациенту – психотерапевт, психиатр.
 

Тип 6. "Соратник".

Замечательный пациент, доверяющий врачу, уважающий врача, понимающий сущность заболевания, лечения и профилактики и выполняющий все врачебные рекомендации. Такой пациент для врача-профессионала является «находкой», так-как результат лечения очень часто положительный, а это – улучшение или излечение для пациента и успех, профессиональное достояние для настоящего врача.
 

Тип 7. "Обвинитель".

Пациент негативно относится и не доверяет медицинским работникам, склонный к жалобам и обвинениям врача, в том числе, в своей болезни, в невозможности ее излечить, обиженный на медицинских работников и на систему здравоохранения в целом, ищущий «козла отпущения». «Виноватого» пациент ищет не там, лучше адекватно оценить сущность своего заболевания, пересмотреть свое отношение к медицинским работникам, только тогда будет толк от лечения и наступит облегчение.
 

Тип 8. "Испуганный".

Пациент ранее серьезно не болел, напуган, не информирован о сущности своего заболевания, не знает - что делать, часто (благодаря, в том числе, средствам массовой информации) склонен не доверять врачам, боится медицинских работников и возможных лечебных манипуляций. Милосердный, грамотный врач терпеливо все разъяснит, успокоит, научит «мирно» жить с хронической болезнью, профилактировать ее обострения. Испуг пройдет, а жизнь «наладится».
 

Тип 9. "Требую здоровья".

Таких пациентов ярко характеризуют их высказывания: «Врач обязан меня вылечить, ведь он давал «клятву Гиппократа»». «Вы должны назначить лечение, чтобы я поправился, иначе буду жаловаться». А подтекст часто таков: «Моя болезнь – это ваша, а не моя проблема». Ваше здоровье, пациент, прежде всего «в ваших руках», а нервно требуя от врача здоровья для себя, можно потерять его остатки. Можно повредить и «нервы врача», хотя этот нюанс данного пациента не интересует.
 

Тип 10. "Большой ребенок".

Чаще таковым пациентом является любимый, но не любящий муж или великовозрастный эгоистичный, избалованный ребенок. В кабинет врача таких пациентов приводят обеспокоенные мамы, жены. Сами пациенты полностью полагаются на заботливого родственника, не желают «активничать», вникать в сущность заболевания, являются пассивными созерцателями лечебного процесса. В любом возрасте можно и необходимо повзрослеть, взять на себя ответственность за свое здоровье, активно сотрудничать с врачом и, конечно, пожалеть и полюбить своих родных.
 

Кто вы врач?

 

Тип 1. "Не мое".

Все старания такого врача направлены на выявление заболеваний не своего, а другого профиля с последующим направлением пациента к другому врачу с фразой «это заболевание - не мое». И «летает» пациент, как футбольный мяч, от врача к врачу, пока не залетит в кабинет грамотного специалиста.
 

Тип 2. "Утомленный, "замученный".

На лице его усталость и отрешенность, он «завален» большим количеством пациентов, профосмотрами, общественной работой, совместительством (ведь врачей не хватает). Как же ему успеть за 12 минут, отведенных на одного пациента: выслушать жалобы, собрать анамнез, изучить «толстую» амбулаторную карточку, как следует посмотреть раздетого (как это положено) больного, обдумать тактику обследования и лечения, заполнить медицинскую документацию, разъяснить все пациенту, да еще и улыбаться? Может после такой работы он «спит-отдыхает», да - нет, ведь дома ждет его семья и домашняя работа. Такой врач «живет, чтобы работать», к сожалению, иногда попадает в ряды пациентов. <
 

Тип 3. "Милосердный, сопереживающий".

Добрый, сочувствующий врач, его ценят пациенты, он способен «вылечить словом» и это замечательно. Если после общения с врачом вам стало легче, вы попали к хорошему врачу. Каждый день отдает такой врач пациентам частичку своей «души», то-есть - «душевного здоровья», часто подвергая себя синдрому «врачебного выгорания».
 

Тип 4. "Профессионал".

Грамотный, квалифицированный врач с определенным врачебным и жизненным опытом, трудолюбивый, ответственный, профессионально амбициозный, интеллигентный, может быть профессионально строгим и требовательным, но во благо пациента. Такой врач достоин поговорке «качественно работать, чтобы хорошо жить», так ли это?
 

Тип 5. "Безразличный".

Ему не интересен пациент, да и многое другое, самое главное: рабочий день «отсидеть», да поток больных «разбросать», а потом «хоть трава не расти». Вопрос к врачу – там ли ты сидишь? Совет пациенту – быстро уходить, отползать, выкатываться от такого врача, искать настоящего специалиста.
 

Тип 6. "Дотошный, пытливый".

Он не успокоится, пока не доберется до сути заболевания, до истинного диагноза, пока не найдет причину болезни и верный способ лечения. Удовлетворены профессиональные старания, поправился пациент – вот она, врачебная гордость, а большего и не надо!
 

Тип 7. "Больной, не мешайте мне работать".

Такой врач работает на трех, четырех, а, если это возможно, на пяти работах, с утра до вечера, почти без отпусков и выходных. Думать о пациентах некогда, нужно «зарабатывать на жизнь». Такой врач и не работает качественно, да и не живет нормально.
 

Тип 8. "Нерешительный".

Сомневается во всем, не в состоянии принять правильное решение, взять на себя ответственность, боится пациентов, коллег, администрации, боится посоветоваться с коллегами и показаться им профессионально безграмотным. Скорее всего, профессиональный опыт исправит ситуацию со временем, но сейчас пациенту от этого не легче. Такому врачу стоит осмелиться и поучится у опытных коллег.
 

Тип 9. "У вас, пациент, все бесконечно плохо!".

Врач, пугающий пациента по поводу и без повода, чаще от незнания сущности клинически не значимых, выявленных у пациента изменений при обследовании, часто пугает – «на всякий случай», «вдруг это серьезно», «я же вам говорил». Врачу напугать пациента просто, ведь пациент многого не понимает в результатах обследований, но что-же будет потом? А потом у напуганного пациента часто развивается функциональное расстройство нервной системы, и лечить придется не выявленного при обследовании «комара», а «большого слона» - невротическое, тревожное, депрессивное расстройство. Это ятрогения! Совет пациенту: собирайте информацию, обращайтесь к другим специалистам, не бойтесь врачей!
 

Тип 10. "Гипердиагност".

Назначает пациенту множество разнообразных обследований по показаниям и без клинических показаний, просто так, «на всякий случай», «а вдруг что- нибудь найдется», «больной попросил». Пациент доволен «внимательным» врачом: «весь день я занят, все обследуют и обследуют, некогда болеть». Создается впечатление об отсутствии у врача клинического мышления, и отсутствует оправдание экономическим затратам больницы. Но такому врачу и, тем более, довольному пациенту до этого дела нет.

Примечание: указанные градации условны и сочетаемы.
 

Какой Вы пациент, к какому врачу Вы обратились - решать Вам, ведь в каждой шутке есть доля шутки!

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Откровенно о врачах



Знаете, какой самый опасный врач? Нет, это не врач, который чего-то не знает. Это врач, который абсолютно уверен в себе и который перестал развиваться.

В медицине ничто не может быть 100%ным. Всегда сомневаться, постоянно учиться, советоваться с авторитетными коллегами, задумываться, делиться опытом, отдаваться любимому делу на 100%, верить в себя.

Учусь ли я сейчас, не смотря на врачебный стаж более 30 лет? Конечно! Ведь сегодня вчерашние знания уже не актуальны. Завтра сегодняшние исследования и протоколы устареют. Завтра я поменяю свое мнение, если научусь новому, если появятся современные исследования, которые скорректируют нынешние. Каждый день выходят новые статьи и рекомендации. Я расту и этот профессиональный рост, надеюсь, не прекратится до конца жизни.

Боюсь ли я? Да! Очень. Боюсь не оправдать Ваше доверие, боюсь чего-то не знать, боюсь ошибиться, боюсь что-то забыть. Что-то меняется от этого? Нет. Я все равно иду вперед, развиваюсь. Давайте сотрудничать?! Давайте вместе?!


Автор: Гаевская И.И.